Долина Спити

Долина Спити — уникальное место в Гималаях, сохранившееся практически в первозданном виде благодаря своей труднодоступности и малонаселенности. Спити еще называют индийским или западным Тибетом, еще одно название долины – «Малый Тибет».

Географически долина имеет вытянутую форму с северо-запада на юго-восток. С северо-запада ее перекрывает перевал Кунзум Ла (4550 м), а на юго-востоке, недалеко от границы с китайским Тибетом, протекающая по долине река Спити сливается с рекой Сутледж. По обеим сторонам долины возвышаются хребты средней высотой в 5000 м. Долина отностительно доступна для посещения с июля по сентябрь, проехав из Манали через перевалы Рохтанг и Кунзум, в остальное время по большей части отрезана от остального мира. Перевалы и дороги заваливает снегом. Температура летом +10-15С. градусов выше ноля, зимой морозы до -35-40С.

Долина Спити – это одно из тех уникальных мест на земле, которые сохранили первозданный вид благодаря своей малонаселенности и труднодоступности. В переводе с санскрита «спити» — это «драгоценное место». вдоль берегов Спити местные жители разбили поля. Зелеными заплатами они лежат на каменистых холмах, а по склонам гор разбросаны белые глинобитные хижины. Здесь в основном выращивают ячмень и горох Эта местность представляет собой горную долину, практически лишенную растительности и расположенную на высоте 4500м над уровнем моря. По всей территории долины разбросаны буддистские монастыри. Основное население Долины Спити составляют тибетцы. В отличие от тибетцев, которые остались на тибетских землях, оккупированных китайцами, этот народ, благодаря тому, что Долина Спити является частью Индии, полностью сохранил свою культуру и традиции, продолжая оставаться у себя на родине. Когда-то через эту долину проходил торговый путь в Лхасу. Буддистские монахи в те времена беспрепятственно путешествовали по всем монастырям, расположенным вдоль рек Спити, Биас, Парбати, Сутлеж и Чандра.

 

Будизм впервые появился на территории Спити в 8-м веке вместе с великим Падмасамбхавой, индийским проповедником, который шел через эту долину в Тибет. Буддизм здесь сохранился до сегодняшнего дня в своем первозданном виде. Поэтому паломники и туристы со всего мира едут сюда для того, чтобы прикоснуться к нему, а также увидеть древние монастыри и гомпы этого региона, которые считаются одними из древнейших святынь буддизма, сохранившихся до наших дней. Традиции буддистской религии этой местности сходны с тибетской традицией Бон. Тысячу лет назад в Тибете буддизм подвергался гонениям со стороны тибетского правителя, а здесь, в долине Спити жил и проповедовал Великий учитель, Ринчен Цзампо. Он известен также как переводчик буддистских текстов на тибетский язык. Великий учитель был основателем множества монастырей в Спити. Сегодня он живет в своем очередном воплощении – настоятеля монастыря Ки.

Ки-гомпа — невероятное, насыщенное древними реликвиями место. Здесь открывается чудесный вид на долину Спити

Спити, также как и Лахол с Занскаром, начиная с 10-го века, в течение нескольких столетий были частью западно-тибетского царства Гуге. Позднее долина перешла в собственность царей Ладакха и стала частью их королевства. В 1847 году Спити была захвачена кашмирскими князьями, а спустя два года перешла во владения Британской Индии. Но этот регион всегда поддерживал тесные связи с Тибетом до самой оккупации последнего китайцами в 1949 году. Тибетское правительство, находясь в изгнании, со штаб-квартирой в Дарамсале, продолжает по сегодняшний день оказывать поддержку буддистским монастырям в Спити.

Эти места напоминают Ладакх или Тибет, но они гораздо более доступны простому путешественнику. Сюда можно попасть всего за десять часов езды на автобусе в Казу из Манали.

Долина Спити является частью интереснейшего туристического маршрута, который лежит вокруг восточного Химачал-Прадеша и соединяет Долину Куллу, Долину Киннор и Долину Спити в единое кольцо. Для того чтобы попасть из долины Спити в Долину Киннор, необходимо будет получить специальный пермит (погранпропуск). Его можно оформить в Реконг Пио, в Казе, или в Шимле, до 1994 года доступ в долину был полностью закрыт для иностранных туристов.

Районный центр долины – это Каза. Здесь находится монастырь традиции Сакья. На пути в Казу необходимо пересечь два высокогорных перевала – Ротанг (3900м над уровнем моря) и Кунзум (4500 м над уровнем моря). Перевал Ротанг – это священное место. Считается, что здесь происходит очищение космическими энергиями. Название «Кунзум» в переводе звучит как «место встречи ибексов». Горный (или альпийский) козел, ибекс, сегодня встречается довольно редко, а по тибетским поверьям, встреча с ибексом – это предвестник большой удачи в жизни для путника. Тут же на перевале есть буддистская ступа, древнейший чортен.

В долине Спити находится самое высокогорное поселение в мире с подведенной к нему автомобильной дорогой и электричеством. Это поселок Киббер (4200 м). Здесь в 1983 году скончался Лама из монастыря Табо Серканг Ринпоче. Он был кремирован на площадке, которая сегодня окружена забором. Во время кремации из камней внезапно забил источник. Он действует и сегодня. Вокруг этого источника разбит замечательный сад, который кажется чудом в такой бесплодной местности. Немного ниже выстроен небольшой храм. К этому священному месту собираются паломники всей долины.

В деревне Комик находится известный монастырь Тангут. Этот монастырь – самый высокогорный в Малом Тибете. Здесь находится комната Махакалы – грозного божества, защитника буддизма. Атрибуты Махакалы – это четки из черепков грешников, бубен, веревка для ловли грешников и чаша из черепа. Устрашающий и грозный вид докшитов (гневных защитников веры) говорит об отстранении от греха и телесных страстей. В комнату махакалы вход разрешен только мужчинам. Но даже пребывание возле комнаты этого божества дает не менее ощутимый эффект – чувство энергии защиты и умиротворения.

В девятом веке на территории Долины Спити было образовано поселение Данкар. А в конце 16-го века, в честь победы князей Долины Спити над ладакцами, на вершине горы был построен одноименный монастырь. Он находится в трех часах езды от Казы, и считается «столицей Спити». Здесь всегда находилась и находится до сих пор резиденция князей Спити. Сегодня здесь проживают 160 лам. В монастыре имеется отличная библиотека, а также хорошо сохранившаяся статуя Будды Вайриочаны, одного из пяти будд Мудрости в буддизме Ваджрояны. Данкар Гомпа, окруженный скалистыми горами, меняющими цвет в зависимости от положения солнца от бежевого до красно-оранжевого, производит незабываемое впечатление.

МОНАСТЫРЬ ТАБО — это один из самых старейших и непрерывно действующих монастырей. Он является хранителем буддийского наследия и одним из наиболее важных храмов мира тибетского буддизма. Монастырь основан в 996 году нашей эры. Монастырь широко известен удивительной красоты фресками, он находится под охраной Археологического управления Индии и включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Далай Лама говорил о своем желании уйти на покой именно здесь в Табо – этот монастырь считается одним из самых святейших (на 2 месте после монастыря Тхолинг в Тибете). Комплекс из девяти храмов занимает площадь 6300 кв. м. и окружен стеной из глиняного кирпича. Вокруг Табо на холме сохранились пещеры, которые монахи использовали, как в качестве своих жилищ, так и для практик медитации.

Знаменитый монастырь Табо является «домом тысячи танок» вместе с Колонной Тысячи Будд.  Табо знаменит своими фресками, орнаментом и фигурами из стука (смеси глины и алебастра). Но, к сожалению, в монастыре запрещены фото- и видеосъемка.. В этом месте осуществлялась Калачакра («колесо времени») его преосвященством Далай-Ламой XIV. А для передачи учения Калачакры в 2001 году был выбран монастырь Ки (16 век).

В последнее время Долина Спити привлекает многих путешественников тем, что в маленькой деревне Гуен хранится мумия монаха Сангха Тензин. Она была найдена в 1975 году после землетрясения, на высоте 6000м. Методом радиоуглеродного датирования исследователи установили возраст мумии – 500 лет. Эта мумия уникальна тем, что умерший монах сидел в особенной позе медитации, плотно прижав колени к груди для того, чтобы после смерти стать посредником между людьми и животными. К тому же мумия не была сделана искусственно с помощью растворов и других химических веществ. Монах, используя древние методики, мумифицировал себя сам, естественным путем, перевязав себя джутовым поясом, благодаря которому мумия так хорошо сохранилась до наших дней.

Когда-то, как и Ладакх, Спити была частью Тибета, но сейчас осталась за пределами его границ. Этот безумно красивый край изолирован от шумной всеразрушающей цивилизации горами и снегами. Сюда не летают самолеты. В распоряжении местных жителей и туристов только плохие дороги и перевалы за 4,5 тысячи метров. Обнаженные горы, лишенные растительности, и лунные пейзажи. В этом месте энергия и мощь земли ощущаются на физическом уровне. Когда-то в этот горный заснеженный край организовывал свои конные экспедиции знаменитый русский художник, писатель и путешественник Николай Рерих. Именно здесь собирается отдыхать от мирской суеты Далай-Лама. И потенциал этих удивительных мест настолько велик, что они будут привлекать к себе еще не одно поколение поклонников горных вершин, чистого воздуха и неповторимых буддистских традиций.